Скалы Три брата

Крепкие семейные отношения в России раньше были в чести, может, поэтому живописным группам скал так часто давали названия со словом "брат" или "сестра". На Урале немало таких имен, как "Семь братьев", "Четыре брата", "Три брата" и тому подобных. Одна из таких скальных групп находится вблизи популярной у любителей прогулок станции Аять, недалеко от Екатеринбурга. В этих местах, по какой дороге не пойди - обязательно выйдешь к каким-нибудь скалам. На многих скалах я уже побывал, об этом на сайте есть рассказы и фотоотчеты.

А в этот раз мы отправились к одному из отдаленных объектов, скалам Три брата. Это название довольно популярно, мне известны еще Три брата на реке Вагран в районе Североуральска, Три брата на речке Каменка у города Каменск-Уральский, а также Три брата в национальном парке Таганай. Если Вам знакомы еще братья, напишите.

Эти скалы находятся дальше от Аяти, и до них туристы добираются реже, хотя по размерам они совсем не маленькие, в высоту вершины доходят до 15 метров, а длина самой горы с гребнем из плоских и фигурных валунов около ста метров. Скалы полностью окружены сосновым лесом, неподалеку начинается один из истоков речки Малая Черная.

Подъем на гору достаточно крутой, но на сами скалы забираться не слишком сложно. На гребне с некоторым трудом выделяются несколько крупных и высоких вершин, но почему скалы назвали именно Три брата, мне непонятно.

Предварительно посмотрев информацию об этих скалах в интернете, мы, как обычно, прочитали много разной ерунды. Якобы с вершины открываются удивительные виды, но скорее всего авторы статей либо сильно преувеличили, либо вообще никогда там не были. Вид с вершины есть только в одном месте, и далеко не во все стороны, все загораживают деревья. Так что сначала я рекомендую посетить те скалы, которые поближе к станции, там и камни поинтереснее, и виды намного эффектнее, на сайте многие из них описаны. Ну, а у нас была цель не столько сами скалы, сколько пройти побольше километров, размять ноги.

Прогулка на скалы Три брата, что в окрестностях поселка Аять

В субботу по прогнозу обещали хорошую погоду, а вот уже в воскресение - дождь. И потому нам нужно было выбрать, куда отправиться на однодневную прогулку, чтобы не терять драгоценный шанс коротким уральским летом. Нам очень нравятся окрестности станции Аять, там множество красивых скал, речки и другие интересные местечки. А вот на дальних скалах Три брата, менее популярных, чем Кырманские или Кобылья голова, мы еще ни разу не бывали. Идти туда от станции 10 километров, так что как раз хватить и ноги поразмять, и там отдохнуть.

Утром встали в шесть часов, сделали зарядку, позавтракали и собрали вещи: термос с чаем, жареную курочку, огурцы-помидоры, груши и банан на полдник, вкусный шоколад с вишней на закуску. Александр еще прихватил двухлитровую бутыль кваса на случай жажды. Взяли с собой шорты, там переодеть, и ветровки - от возможных комаров. Все впихнули в маленький рюкзак, он стал раздутым, как шар, и весом около 7 кг. Еще взяли фотоаппарат, поскольку впервые идем на Три брата, ну и по дороге может что интересное попадется.

На метро доехали до вокзала, и вошли на эскалатор. И тут я увидела нечто, от чего меня передернуло: впереди стояла пожилая тетя в потрепанной одежке и с таким же рюкзачком. Он был весь уже в маленьких дырках... Но главное, по нему живенько ползали штук пять клопов! Я аж на две ступеньки вниз шарахнулась, подальше от этой красоты. Показала Саше, он тоже ужаснулся, и мы потом быстро эту даму обошли, уже после эскалатора, и потом зорко смотрели, чтобы она не приблизилась. Даже в вагоне электрички удостоверились, что она не едет с нами!

Прибыли к кассам минут за 20 до электрички, и хорошо, потому что народ ломанулся в сады и огороды, и очереди были внушительные. Но мне повезло, подошла сотрудница вокзала, спросила, у кого безналичка, и отвела меня к терминалу, где показала, как по карточке билеты купить. На табло еще не был указан путь, куда подадут наш поезд, так что мы просто вошли в тоннель, и там ждали, когда объявят.

Но вот объявили, что электричка подойдет на 8 путь, и мы туда поднялись. Сели в вагон, достаточно свободный. К нам подсел полноватый молодой парень с цветной татуировкой на полруки. И у него было странное выражение лица. Когда на ВИЗе к нему присоединилась неопрятная девушка, я поняла, в чем дело. Они стали беседовать на английском - он был иностранец. Ехали они в Нижний Тагил, и всю дорогу говорили о том, что парня удивляет в России. Например, дачные участки впритык к железной дороге, да еще с разными нестандартными постройками, типа вагона, снятого с колес. И русские бабушки с рассадой, едущие на огород. Видимо, в его стране все не так.

А мы смотрели в окно, любуясь буйной зеленью под синим небом. На Сагре, как всегда, на лужайке паслась пара лошадей... Я не могла дождаться, когда же уже в лес попаду. Когда солнечные лучи попадали на нас через окно, они прямо обжигали. Час пролетел довольно быстро, и мы вышли в 10 утра на Аяти вместе с двумя десятками садоводов.

И вот мы пошли по знакомой дороге через поселок. Александр фотографировал прелестные пушистые кисти белой сирени в одном из дворов, и тут его засекли хозяйские дети, и позвали маму. Она подошла узнать, на каком основании он фотографирует ее дом без спроса? Он потом долго объяснял, что снимал не дом, а сирень, которая висит над пешеходной дорогой, и разрешение здесь точно не требуется. Я видела брутального черного кота, аж с двойным подбородком, торжественно шедшего по улице.

Потом мы прошли мост через речку Черная, в которой было много воды, миновали край поселка, кладбище, хуторок Химдым, и уже оказались на лесной дороге. Было жарко, потому мы свернули к столику и скамейке на опушке, где сняли штаны, и надели шорты - так стало гораздо легче и приятнее идти. Комары встречались, но пока немного. Сложив вещи в рюкзаки, мы отправились дальше, к Трем братьям.

Лес напоминал рай - зеленые кущи, все цветет, ароматы такие, что голова кружится. Бабочки порхают, много было элегантных, в черно-белую полоску темнокрылых пеструшек, голубых червонцев, попадались и таволговые перламутровки. Впервые в жизни мы увидели, как цветет княжник сибирский - оригинальное растение с крупными, сантиметров по 6-7 кремово-белыми цветками - четыре длинных острых поникших лепестка, и выпуклая серединка, немного похоже на колокольчики. Некоторые растут на тонких стебля сами по себе, а другие этими стеблями опутывают кусты и деревца, как вьюнок, и получается, что с березки свисают цветы.

Много было зарослей цветущего ярко-желтыми цветами ракитника. Ну и все лужайки покрыты луговыми цветами - сиреневыми, голубыми, желтыми, белыми. Кое-где встретили и купальницы. Я заметила, что земляника уже тоже цветет. И завершал картину благоухающий розовыми цветками шиповник... Идти по таким местам можно бесконечно. Еще не очень удалившись от Аяти, мы переходили маленькую речку, и видели там странных, довольно крупных пауков - водоплавающих! Они реально плавали, загребая своими длинными ногами почти по поверхности воды. Вода в реке была прозрачная, цвета чайной заварки, холодная, но не слишком.

В одном месте нас обогнали три квадроцикла, незнакомой нам модели. Я вообще-то не люблю этот транспорт, он гремит, воняет горючим и портит дороги. Но вот эти были другими. У квадроциклов были очень широкие, сантиметров по 50, колеса, в высоту выше, чем мне по пояс, поэтому седоки подняты высоко над землей. Следов от колес практически не оставалось, вес распределялся ровно. Запаха бензина не было. И шум моторов - очень тихий, просто ровный гул, а не рев. Вот такая техника в лесу не раздражает. Пассажиры были все в одинаковых желтых ветровках, наверное, коммерсанты катают, или в аренду взяли на турбазе.

Прошли мы несколько вырубок, на развилке дорог повернули налево, а направо - это к камню Копченый. Примерно через полкилометра или меньше мы увидели вырубку на горе, и налево уходила дорога на урочище Макария, куда мы уже ходили. А мы пошли прямо, на скалы Три брата. Через некоторое время лес с левой стороны дороги поменялся, сосен стало мало, березы совсем исчезли, зато появилось множество елей, корявых, и часто сухих, погибших. Дебри непролазные!

Скоро Александр сказал, что мы подходим к речке, а там и до скал недалеко. Но речка появилась не там, где обозначена на навигаторе, в метров на двести дальше, я увидела заросли осоки, и потом саму речку. Ее переходить было сложнее, там лежали два березовых бревна, и они крутились, если на них наступить. Мы сполоснули руки, и при этом увидели в воде крошечных черных головастиков, похожих на запятые.

Отсюда до скал оставалось всего метров триста, и скоро мы заметили что-то вроде поляны с костровищем и бревнами, явно стоянка. И в лес от нее не склон горы уходила широкая тропа. Мы предположили, что на Три брата. Но сами прошли еще чуть дальше, на просеку ЛЭП, чтобы посмотреть, что там видно. Но особо красивого ничего не обнаружили, скал снизу тоже видно не было. Мы вернулись к поляне, и пошли вверх по тропе.

Сначала было не слишком круто, но постепенно уклон стал чуть ли не вертикальным, к тому же тропа состояла из черной рассыпчатой, словно перепаханной земли, будто по ней бежал бурный ручей. Потом мы поняли, что здесь наверх заезжали на мотоциклах, вот все и вспахали. И все ехало под ногами, и покрывало нашу обувь густой серой пылью. Последние метров сто приходилось хвататься руками за все стволы, чтобы удержаться.

У самого подножия скал я сильно запыхалась, и поняла что надо присесть, передохнуть. Мы огляделись, определяя, куда именно подниматься. Решили лезть к средней вершине, подняться на нее, и посмотреть, есть ли там место, где полежать, или хотя бы посидеть. Подниматься по камням было несложно, и скоро мы уже были на верхушке. Места там хватило только посидеть вдвоем, а полежать - нет. Вот чуть ниже был плоский камень, тоже весь на солнышке, где уже можно было и лечь кому-то.

Вид открывался не во все стороны, только через пару просветов между деревьями. Зато видно было, что мы очень высоко на горе, долина под нами была метрах в трехстах, не меньше. А близко к скалам росли березы и сосны, создавая уютные зеленые стены. Сами камни были серые, шероховатые и теплые, на них приятно было сидеть. А если поднять голову вверх - в голубом небе над нами надолго зависали странные насекомые - сантиметра два с половиной, оранжевые с черными полосами, что-то среднее между осой и шмелем, но с большими зелеными глазами, как у слепня. И двигались эти штуки очень резко, наверное, хищники, охотятся на всяких летучих собратьев. Покусать нас они не пытались. Саша предположил, что это новые модели секретных дронов, выслеживающих нарушителей.

Мы пообедали курицей и овощами, закусили шоколадом, как буржуи. Несмотря на прогноз, обещавший пасмурную погоду с обеда, в небе видны были всего несколько маленьких белых облачков. И жара! Только и загорать. Александр взял покрывало, и спустился на уровень ниже, на большой плоский камень, где и улегся. Голова его как раз была в тени, а тело - на солнышке. Я тоже решила позагорать, но сначала записать на диктофон, что произошло за эти полдня. Минут двадцать рассказывала, а потом тоже легла загорать. Мне одной там места хватило, если поперек уместиться.

Наверное, целый час мы так валялись, иногда переворачиваясь, как пирожки на сковородке. А потом мне приснилось, что на скалу идут люди, а я не одета - и я резко поднялась - никого. Но минут через десять сон начал сбываться - я посмотрела вниз, и заметила мужчину, который неспешно поднимался по склону. Я сказала Саше, он выглянул вниз, и сказал, что это вроде молодой человек, а не дедок. Но когда человек до нас дошел, стало понятно, что он все-таки пожилой, лет около 60, наверное, но довольно бодрый и подтянутый.

Первое, что он сказал: "А я тебя сразу и не узнал". Александр удивился, кажется ведь, мужик незнакомый, но потом понял - видимо на сайте постоянный читатель. Мы поздоровались, и немного поболтали. Он тоже был любитель туризма, ходил пешком в горы, ездил на велосипеде, и вообще он к.м.с. по горному туризму. Пригласил нас присоединиться к их компании непьющих и некурящих, человек 5-6 их обычно группа. Мы обменялись телефонными номерами, и мужчина отправился по своему маршруту: гора Чернижная, и дальше к станции Таватуй.

А мы стали потихоньку собираться - было уже три часа, а мы хотели обойти скалы, сделать фотографии, потом спуститься и пойти на речку для водных процедур. Рюкзак мы пока оставили на вершине, и пошли к левой части скал. Но выяснилось, что соседняя скала не так доступна - перелезать довольно сложно, да еще на верхушке попадешь на узкий и длинный гребень, по которому проползать уже просто опасно. Так что мы решили спуститься вниз, и подняться на эту часть гряды с тропы.

Прошли по более пологой стороне горы, там у подножия скал была узкая тропа, и легко поднялись на следующую вершину. Камни там были причудливые, интересные. А дальше гряда тянулась метров на сто, постепенно понижаясь. И все глыбы уже были плоские и ровные. Мы по ним прогулялись, видели каменное "кресло" в одном камне, а под камнем - ровная овальная дыра сантиметров 20-30 в поперечнике уходила вглубь, словно нора. Сделав фотографии здесь, мы снова пошли по тропе внизу, уже к правой вершине. Там попалась интересная расщелина, прямо фигурная, ее тоже сняли.

Правая вершина оказалась самой маленькой и невысокой, здесь гряда обрывалась, и вида совсем не было - все загораживали плотные деревья. Можно было спускаться на дорогу. Александр только еще снял вид на скалы снизу, от основной тропы, и мы начали спуск.

Вот где пришлось корячиться! Земля и хвоя под ногами ехали по крутому склону, а держаться иногда было не за что. Хоть на попу садись, и езжай! Ну, кое-как спустились, и даже без травм. Вышли на дорогу, бросили прощальный взгляд на поляну со стоянкой, и пошли к реке, уже очень хотелось искупаться, да и пыльную обувь помыть. Буквально пять минут, и мы уже подошли к речке. И тут же поняли, что к вечеру комаров стало намного больше, и они явно нам очень рады! Ну, мне-то это не так страшно, я разделась, вошла в воду, и стала плескаться в холодной воде, чуть пахнувшей болотом.

Дело в том, что кругом есть пара-тройка больших заводей со стоячей водой, и на ней пленка пыли и пыльцы, листья и прочий лесной сор. А вот вода, что текла через дорогу, была уже без мусора, прозрачная, и цветом как квас. Освежиться вполне сойдет. Дно было твердое, из песка и щебня, да еще бревна гати положены. Глубина примерно сантиметров 30. Я быстро закончила купание, а Саша еще даже не начал - все стоял с кружкой в руках, и пытался перебить всех комаров, что, конечно же, было невозможно, они постоянно подлетали еще.

Одевшись, я встала позади Александра, и начала отгонять от него насекомых, чтобы он спокойно помылся. Он сам наловчился бить комаров кружкой! И наконец, начал плескаться, покрикивая от острых ощущений. Я помыла ноги, вытерла, надела носки и кроссовки - хорошо! Так свежо стало... Саша тоже оделся, теперь можно было и обратно к Аяти идти. Кстати, надели уже штаны, чтобы комаров не соблазнять лишний раз.

До электрички нам оставалось еще больше трех часов, так что мы, не торопясь, шли по лесу, наслаждаясь приятными ароматами, которые к вечеру еще усилились. Цветущий шиповник, сосновая смола, травы... Просто рай. И только в одном месте на дороге не совсем райское зрелище - старая кучка медвежьего дерьма. Птицы пели уже намного меньше, близился вечер. Мы старались поскорее проходить тенистые сырые места, потому что там нас поджидали комары.

И вот мы снова перешли речку, теперь до Аяти совсем уже близко. Но электричку лучше ждать в лесу, в тишине, а не на станции, так что мы свернули на просторную песчаную площадку у дороги, где стояли стол и скамья. Я сняла рюкзак, и села на лавочку, а Саша отошел в тень к берегу большой стационарной лужи, где даже уже осока выросла, и там лег на мелкий щебень, чтобы спина отдохнула. Смотрел задумчиво наверх, где летали стрекозы и трепетали на ветру листья берез. Тишина... Я сначала достала рукоделие, и даже вышила три розочки, но потом меня сморила дремота, я легла на скамейку, и заснула.

Так мы пролежали полчаса, до самого ужина. Было 6 часов вечера. Александр сел за стол, я достала сырокопченое куриное мясо "Карпаччо" и помидоры, и мы перекусили. Я еще выпила чаю, а Саша - квасу, а то жажда мучила. Вот теперь пора и на станцию. Мы прошли по поселку, и на одной лужайке увидели корову на холмике. Классической черно-белой окраски, она гордо стояла в профиль к нам, как на рекламной картинке. Александр сделал фото этой красотки. Там недалеко паслись еще три теленка, но не такие эффектные. А потом мы свернули по улице налево, чтобы пройти по тропе через болото, а не по дороге.

Там нам встретились у дома две упитанные рыжие лошадки, одна даже потянулась к нам, топнув передним копытом, наверное, хлеба ждала. Но у нас угощения не было. Рядом с тропой через болото мы еще немного посидели, но комары нам не дали расслабиться, так что мы пошли на станцию. И по пути видели прямо на болоте цветущие белоснежные каллы! Одна группа так прямо на куче мусора... Странный контраст. Тропа представляла собой бетонные плиты, проложенные через торфяное болото, и Саша ногой потрогал землю рядом с ними. На вид обычная лесная полянка, короткая травка, мох... А от любого движения в радиусе 2-3 метров колыхается, как желе. Топь.

Но вот мы вышли к железной дороге, свернули к перрону, где уже сидело приличное количество народа. Мы присели на лавочку, попили кто чаю, кто квасу, и сели в подошедший поезд. Любоваться видами за окном нам не позволяло запотевшее изнутри стекло, а в остальном все было хорошо. Через час мы прибыли в город.

Маршрут прогулки на скалы Три брата нам понравился, прогулка вышла чудесная, да и погода с природой порадовали. Александр сказал, что на эти скалы лучше ходить ранней весной, пока листья вид не закрывают, либо осенью, когда березы желтые. Но мне и летом показалось очень красиво.

Как добраться до скал Три брата

Для начала нужно на электричке доехать до станции Аять. Направление на Тагил, рейсов много, ехать один час. Выходим и возвращаемся назад четыреста метров, до переезда, там направо. Идем по улице Комсомольская через поселок, проходим мимо кладбища, затем мимо мостика и речки Малая черная, она будет слева. Потом так называемый хутор Химдым, это дальняя часть поселка Аять. Это примерно два километра. Дальше заходим в лес.

На первой развилке, уже в лесу, нужно налево, направо - это на Кырманские скалы и скалы Кобылья голова. На второй развилке нужно опять налево, буквально через 250 метров третья развилка, на ней - направо, налево - это к урочищу Макария. И в конце, перед просекой, справа будут скалы Три брата. Недалеко от скал берет начало ручей, который в итоге впадает в речку Малая черная.

Общее расстояние от станции до скал Три брата, примерно десять километров. Имейте в виду, там в лесу много всяких дорог. Чтобы не заблудиться, возьмите навигатор или карту.

Карта нашего пути до скал Три брата

Фотографии с прогулки на скалы Три брата